Автомобиль Bosch с электронной системой управления

Первый прототип с электронной коробкой

50 лет назад был выпущен первый прототип автомобиля с электронной системой управления коробкой передач. Пусковое устройство в автомобиле Glas 1700, новом седане среднего класса, срабатывало как будто само по себе.

В 1965 году автомобиль служил для исследования совершенно новой системы. Электронное управление коробкой передач позволяло быстро и просто включать и выключать сцепление. Разработка осуществлялась под руководством младшего инженера Германа Шолля (Hermann Scholl), который сейчас является почетным председателем правления группы Bosch.

Автомобиль разрабатывался как бюджетная альтернатива дорогим машинам с автоматической коробкой передач, которые были представлены только в классе люкс. Для модели Glas 1700 в 1965 году было выпущено несколько сотен установок. «Система электронного управления коробкой передач обогнала свое время, и рынок еще не был готов принять такое новшество», - объясняет Герман Шолль. Кроме того, в это время состоялась передача семейного бизнеса Glas концерну BMW, руководство которого не поддержало идею внедрения новых систем в свои автомобили.

Система Motronic заложила основы для создания автоматической коробки передач

Другое изобретение компании Boschнесколько лет спустя имело колоссальный успех. Система Motronic объединяла электронные устройства впрыска и зажигания. Примечательна эта система тем, что при ее установке в 1979 году для автомобиля впервые был использован микропроцессор с гибким программированием. Более того: в мире автомобилей это была первая компьютерная система с отдельной памятью.

«Система Motronic была необходимым условием для следующего этапа развития технологии управления коробкой передач – теперь уже не ручного, а автоматического управления. В сочетании с механизмом газораспределения она позволяла создать оптимальные условия для автоматического переключения передач», – поясняет Герман Шолль. Сочетание двух систем электронного управления – коробкой передач и двигателем – сделало автоматическое переключение передач значительно более комфортным.

Если раньше водителю при ручном переключении коробки передач одновременно приходилось изменять силу нажатия ногой на педаль газа, то теперь при управлении коробкой передач мотору автоматически направлялся управляющий импульс. Этот импульс обрабатывался и выполнялся системой управления двигателем. Впервые такая система управления коробкой передач была установлена в 1983 году на модель BMW 745i – в комбинации с автоматической коробкой передач 4HP22, созданной концерном ZFFriedrichshafenerAG.

Современные системы управления коробкой передач: высокотехнологичные миниатюрные компьютеры

Это были первые эксклюзивные автомобили. Однако за следующие два десятилетия система стала стандартом для всех автомобилей с автоматической коробкой передач. Электронная система управления коробкой передач, которая позволяет контролировать параметры переходных процессов (впрыск, зажигание), является прекрасным единым элементом автомобиля: благодаря ей длина пробега значительно увеличивается, снижается расход топлива и количество вредных выбросов, а водитель может наслаждаться комфортом и не тратить лишних усилий на процесс управления машиной.

«При этом система управления коробкой передач таким образом выбирает передачу, чтобы для мотора установился оптимальный рабочий диапазон. Чтобы это условие выполнялось, в современных автомобилях устанавливают очень много цифровых интеллектуальных устройств», – говорит Герман Шолль. Система управления – это миниатюрный высокотехнологичный компьютер, который обеспечивает возможность управления различными видами автоматических устройств. Современная система управления коробкой передач имеет вычислительную мощность, в 160 раз превышающую мощность компьютера, управлявшего первым полетом на Луну.

Развитие сетевых технологий: будущее автоматики

Сегодня каждый второй новый автомобиль оснащен автоматической коробкой передач. И развитие автомобильной промышленности неотделимо связано с развитием сетевых технологий. Это показывает и популярность «электронного горизонта» компании Bosch, который получает актуальные данные навигационных устройств. Система навигации распознает сигналы окружающей среды и передает эти данные автоматике.

Благодаря этому автоматика может включить холостой ход, и автомобиль будет двигаться по инерции, когда это возможно. Такая интеллектуальная автоматика с «электронным горизонтом» позволяет значительно снизить расход топлива.

 

 

Возврат к списку

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?