Космический телескоп Кеплер обнаружил почти 1300 новых планет

Одни ли мы во Вселенной? В поисках ответа на этот вопрос астрономы нашли много новых планет в нашей галактике: статистический анализ подтвердил открытие почти 1300 планет.

В поисках второй Земли астрономы открыли почти 1300 новых планет. Так называемые экзопланеты были обнаружены с помощью телескопа Кеплер, принадлежащего космическому агентству НАСА. До настоящего времени эти планеты имели статус кандидатов в планеты. А новая статья в «Астрофизическом журнале» содержит статистические данные, подтверждающие, что 1284 кандидата с 99% вероятностью являются настоящими планетами.

«Это максимальное количество экзопланет, которое удавалось обнаружить за такое короткое время», – рассказал руководитель исследования Тимоти Мортон (Timothy Morton) из Принстонского Университета. По словам другого ученого, Эллен Штофан (Ellen Stofan), новое исследование увеличило список известных благодаря Кеплеру экзопланет больше чем вдвое: «Это позволяет нам надеяться, что когда-нибудь мы найдем планету, подобную Земле».

Запущенный в 2009 году космический телескоп Кеплер фиксирует регулярные колебания света звезд, которые случаются, когда между Землей и звездой проходит планета. В этот момент происходит что-то вроде мини-затмения. Конечно, причиной световых колебаний может быть и другое явление, например, огибание звезды другой звездой.

Ученые провели статистический анализ данных для всех 4302 планет-кандидатов, открытых Кеплером до июля 2015 года. Ранее с помощью другой аппаратуры было подтверждено, что 984 кандидата действительно являются экзопланетами. Еще 1284 был присвоен статус планет. В 707 случаях оказалась «ложная тревога». Оставшиеся 1327 кандидатов имеют большой шанс оказаться настоящими планетами, но их статус пока не подтвержден.

Более 3000 известных планет в Млечном Пути

Благодаря Кеплеру ученым удалось узнать о существовании около 3400 планет, относящихся к другим звездам, расположенным в Млечном Пути. «Когда Кеплер только запустили, мы не знали, насколько часто встречаются экзопланеты в нашей галактике», – объяснил директор отдела астрофизики НАСА, Пол Хертц (Paul Hertz). – «Теперь благодаря Кеплеру мы знаем, что планет может быть даже больше, чем звезд».

Среди найденных Кеплером планет около 550 настолько малы, что могут быть планетами земной группы – как наша Земля. Из них девять располагаются в зоне обитаемости, то есть диапазон температур на этих планетах предполагает возможность наличия жидкой воды. Именно жидкая вода, как считают ученые, является необходимым условием для жизни. До настоящего времени была известна всего 21 такая экзопланета. Но говорить о наличии на найденных планетах воды и тем более жизни пока рано.

Кеплер в течение четырех лет отслеживал изменение яркости около 150 000 звезд. Как только планета оказывалась между землей и звездой, телескоп фиксировал факт ее существования. Поскольку изменение яркости звезды может быть вызвано и другими факторами, теперь ученым предстоит с помощью расчетов проверить данные, полученные с помощью Кеплера.

После завершения запланированной миссии работа телескопа была продлена: несмотря на технические поломки, в мае 2014 года стартовала новая миссия «К2». По заявлению Чарли Собек (Charlie Sobeck), после включения аварийного режима в начале апреля больше никаких сложностей не возникало, а топлива должно хватить еще на два года.

В 2018 году НАСА запустит в космос телескоп Тесс, который тем же методом, что и Кеплер, будет исследовать еще 200 000 звезд для выявления новых планет.

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?