Об оптике. Часть 1. Что же такое подзорная труба премиум-класса? И для чего она нужна?

Видеосъемка со звуком через зрительную трубу

Дорогие читатели, сегодняшним выпуском мы начинаем серию статей, которая посвящена тестам и обзорам высококлассной оптики различных производителей.

Вы можете спросить нас: «А при чем же тут электрорешения?»  

Во-первых, сегодня и в оптических приборах очень часто присутствуют электронные компоненты, например, лазерные дальномеры, ультразвуковые моторы или электронные системы стабилизации изображения. 

Во-вторых, производство оптики - это сложный процесс, требующий различного высокоточного и высокотехнологичного электронного оборудования. 

Ну и в третьих - это просто интересно, а мы всегда публикуем статьи, которые интересны нашим читателям, пожалуй, это и есть самое важное.

Наверное, каждому человеку известно, что такое бинокль, почти у каждого он есть или был, или, в крайнем случае, просто пользовались. Но не каждый пользовался, а тем более обладает, подзорной, или как более правильно, зрительной трубой. Тех, кто держал в руках еще советские подзорные трубы, я в расчет не беру. В нашей стране, пожалуй, качественные зрительные трубы известны только людям, увлекающимся охотой и астрономией (в качестве альтернативы простенькому телескопу).

А ведь у подзорных труб есть еще очень много интересных и достаточно полезных назначений.

На западе очень популярен так называемый споттинг (spotting -  в переводе с английского определение местоположения) - наблюдение за различными объектами с фото и видео съемкой. А мы что, хуже? 

Предполагаем, что тут есть несколько аспектов: во-первых, хорошая зрительная труба - удовольствие дорогое, а бюджетная не всегда обладает достойным качеством, многие люди, «побаловавшись» такой трубой, внутренне разочаровываются и больше не берут в руки подобные изделия, так как считают их игрушками для подростков. 

Во-вторых, многие, покупая зрительную трубу, забывают об одной очень важной вещи - устойчивости, и покупают штатив для нее по остаточному принципу, то есть самый дешевый. А ведь зрительная труба гораздо более требовательна к штативу, чем фотоаппарат или видеокамера, так как обладает гораздо меньшим углом обзора (то есть сильно приближает объекты) и, соответственно, очень подвержена «шевеленке» (по научному это называется  тремор - непроизвольные колебания нашего тела). 

Ну и в третьих - это маленькое количество русскоязычной литературы по этой теме. Мы не смогли найти ни одной полноценной книги на русском языке на данную тему, хотя на английском или немецком языках такой литературы предостаточно в любом крупном книжном магазине за рубежом.

Когда многие потенциальные пользователи впервые смотрят в высококлассную зрительную трубу на качественной опоре (штативе), то испытывают такое ощущение, как будто с их глаз сняли мутную пленку. 

Расскажу лично про себя: я тоже такое ощущение испытал, так как до этого смотрел только лишь в бюджетные изделия на хлипеньких штативах и думал, что это предел того, что можно увидеть. Качество картинки и эффект увеличения меня поразили настолько, что я тут же купил одну из моделей (производителя называть из понятных соображений не буду), плюс стал её использовать для фотосъемки сильно удаленных объектов. Это очень достойная альтернатива телеобъективу, даже не альтернатива, а скорее дополнение, позже объясню почему.

Теперь давайте разберемся в терминологии. Что такое высококлассная (HiEnd или премиум, как хотите) труба плюс качественная опора?

Под таким термином мы подразумеваем серийное изделие - зрительную трубу (spotting scope)  одного из крупных производителей оптики, имеющее в своем активе низкодисперсное (Extra-low Dispersion) стекло, металлический корпус, достаточно большую выходную линзу (от 80 мм и выше), газовое наполнение, высокую степень влаго- и пылезащиты, многослойное просветление оптических элементов, ну и как следствие - такие изделия имеют очень солидную или даже пожизненную гарантию. Для чего все это нужно? 

Попробуем объяснить, что дает каждый из перечисленных пунктов.

Крупный производитель оптики - это гарантия того, что изделие будет надлежащего качества, что производитель знает что делает, что изделие прошло много испытаний, в том числе и на безопасность (ведь на кону, в первую очередь, наши глаза), качественное изделие будет обладать соответствующей гарантией. Внимание, любая серьезная труба премиум-класса имеет гарантию не менее 10 лет, да - да мы не ошиблись, как минимум 10, некоторые производители дают 20, 30 лет или даже пожизненную гарантию. Если гарантия на высококлассную зрительную трубу менее 10 лет, отойдите от нее, что бы там не говорили продавцы в магазине - это изделие, возможно, не плохое, но совсем не то, о котором идет речь. Дело даже не в том, что она может сломаться и придется заплатить за ремонт через много лет эксплуатации, а в том, что сам производитель не уверен в своем устройстве, которое по определению должно быть супернадежным и долговечным. Чтобы было понятно, гарантия на новую зрительную трубу высокого класса 2 года - это примерно, как 2 месяца на телевизор. Вы купите телевизор с гарантией два месяца?

Низкодисперсное стекло (ED). Если хотите наблюдать радужные ободочки вокруг объектов, то тогда о ED-стекле можете не читать и про этот пункт забыть. Ну а если серьезно, то низкодисперсное стекло позволяет свести к минимуму хроматические аберрации (какраз те самые разноцветные ободочки и контуры). Не будем вдаваться в технические подробности, просто поверьте, что для бескомпромиссного качественного просмотра оно необходимо. Кстати, это не очевидно при первых тестовых просмотрах, чем очень любят пользоваться продавцы, но эта проблема может испортить вам все удовольствие в один прекрасный момент. Поэтому мы голосуем за ED!

Металлический корпус. Как правило, в таких изделиях используют магниевый сплав, иногда алюминиевый, плюс у каждого производителя свои тонкости производства и  добавки. Не знаю, надо ли это объяснять, но сегодня такой корпус все еще остается незаменимым решением с точки зрения прочности и долговечности, а это очень важно для трубы, так как деформация на долю миллиметра приведет все оптические достоинства в негодность, поэтому забудьте о модном пластике, космические технологии в расчет не берем, иначе и труба будет стоить как самолет.

Теперь про выходную линзу. На самом деле этот пункт не строгий, есть очень высококлассные изделия с линзами 60-65 мм, но есть и точные науки, физическая формула гласит, светосила равна диаметру выходной линзы поделенному на кратность окуляра. А кратность таких труб, в зависимости от используемых окуляров, варьируется от 20 до 60,  порой даже до 75. Возьмем, к примеру, 60 мм диаметр / 60 кратность = 1, это параметр, при котором можно наблюдать только ярко освещенные объекты, а в сумерках уже нет. В общем, совет такой: покупайте трубу с выходной линзой меньше 80 мм в диаметре, только если вам нужен очень компактный переносной вариант или если очень уж понравилась труба, а бюджет превышен, меньшие диаметры (60-65 мм) стоят существенно дешевле. Общий совет такой: чем больше, тем лучше; «обратная сторона медали» - это то, что при увеличении диаметра выходной линзы увеличивается не только количество попадающего в трубу света, но еще и габариты, вес, цена. Есть изделия с линзой 100 мм. Самым популярным стандартом для высококлассных труб стали сегодня линзы 80-85 мм, их мы и рекомендуем. Еще раз: если меньше, то уменьшается светосила, если больше, то увеличиваются габариты, вес, цена.

Газовое наполнение. Абсолютное большинство труб наполняются азотом или другим инертным газом, чтобы исключить запотевание при перепаде температур или, не дай бог, образование конденсата внутри трубы - тогда трубу можно будет выкинуть или, как минимум, нужно будет сдать в ремонт. Представьте такую ситуацию: поставили трубу на штатив, приготовились, открыли окно, а оттуда пошел холодный воздух, и теплая труба сразу запотела. Поэтому только газонаполненная, но не расстраивайтесь особо, другую в таком классе и не найдете.

Степень пыле- и влагозащиты. Тут комментировать особо нечего, никто же не собирается в нереальных суперчистых и суперзащищенных условиях эксплуатировать изделие, а пыль и влага присутствуют везде, не говоря уже о внезапном дожде. Тут тоже сильно беспокоиться не стоит, все изделия такого класса имеют достойную защиту.

Многослойное просветление. Это специальное высокотехнологичное покрытие оптических элементов, которое уменьшает эффект отражения. Как следствие, наличие многослойного просветления увеличивает количество света, которое пропускает труба, увеличивает контраст изображения и минимизирует блики. Верхние слои такого просветления, как правило, еще и защитные, и грязеотталкивающие.

Несколько слов о назначении такой трубы. Помимо орнитологии, астрономии или охоты, где зрительная труба - необходимость, есть масса различных её применений, например, наблюдение за животными или кораблями на море, фото- и видеосъемка удаленных или недоступных объектов, к примеру, гор или самолетов, и многое другое. Попробовав раз такое изделие, многие из читателей не захотят выпускать его из рук. Я, например, часто использую такую трубу для фотосъемки. Нет, не подумайте, у меня есть телеобъективы и телеконвертеры, но я не знаю ни одного самого дорогого и тяжелого объектива, который позволил бы снять с фокусным расстоянием 1000 или даже 2000 мм, а с трубой это можно сделать запросто. Нужен лишь соответствующий адаптер для подсоединения конкретной модели фотоаппарата или телефона, можно и без адаптера, но это будет неудобно, менее качественно и непрофессионально. И весит труба всего 2-2,5 кг, так весят телеобъективы с фокусным расстоянием 200-300 мм, да и ценник у объективов значительно выше. Да, труба - это некий компромисс по картинке, но безальтернативный компромисс, в умелых руках такое устройство позволяет делать очень достойные снимки, по качеству близкие к хорошему телеобъективу.

Еще хочется сказать пару слов о штативах. Штатив с хорошей головкой - это обязательный аксессуар для использования зрительной трубы, не экономьте на нем. Многие выбирают обыкновенные средние  или даже совсем бюджетные штативы и головки для фотоаппарата, которые отлично выполняли свои функции фото- и видеосъемки, но для трубы они оказываются слишком хлипкие, ведь, во-первых, труба имеет большую кратность, чем самый мощный телеобъектив, соответственно, эффект «шевеленки» возрастает в разы, а во-вторых, труба имеет продолговатую конструкцию и при прикасании к окуляру трубы «шевеленка» усиливается из-за эффекта рычага и та головка, которая «намертво» держала зеркальный фотоаппарат со среднестатистическим объективом, оказывается абсолютно непригодной для использования с трубой из-за уже упомянутой «шевеленки».

Исходя из опыта, рекомендации следующие:

1 Берите самый мощный и устойчивый штатив, какой только можете себе позволить. Если вес не принципиален, то дорогой карбон можно заменить на магниевый или алюминиевый сплав. Не берите многоколенные изделия, так как они менее жесткие. Оптимальный вариант - достаточно тяжелый трехколенный фотоштатив.

2 Высоту штатива выбирайте такую, чтобы не приходилось поднимать трубу с помощью центральной штанги, которая в большинстве моделей позволяет поднять прибор на недостающую высоту, но сразу теряется жесткость, так как любая штанга имеет люфт и немного гнется.

3 Штативная головка - это самый важный аксессуар для качественного наблюдения или фотографирования через трубу. Выбирайте достаточно мощную, выдерживающую нагрузку, в разы превышающую вес трубы и обязательно с удлиненной планкой для крепления (желательно не меньше, чем крепежная планка самой трубы) для большей жесткости соединения, ведь почти у всех труб планка крепления вытянута вдоль оси просмотра.

4 Мы бы рекомендовали достаточно мощную видеоголовку (нагрузка - от 6-8 кг и выше): во-первых, она удобна в регулировке, а во-вторых, имеет рычаг, который будет полезен при перенастройке трубы и при поиске объекта или слежении за ним. Второй вариант - шаровая, но мощная (нагрузка - от 8-10 кг и выше) и обязательно с удлиненной быстросъемной планкой и соответствующей ответной частью.

Опробованные другие варианты, в том числе и новомодные типа «джойстик», где одной кнопкой проходит разблокировка и блокировка головки, а регулировка осуществляется приделанной «пистолетной» ручкой, оказались слабыми и/или неудобными для зрительных труб, хотя сегодня различных моделей великое множество, и тут лучше всего попробовать с реальной моделью трубы.

Теперь, пожалуй, самое главное. Сколько же будет стоить подзорная труба с перечисленными выше характеристиками, да еще плюс хороший штатив с головкой? Самые дорогие и популярные марки в России - это немецкие Leica и Zeiss (Hensoldt), австрийская Swarovski Optik, японские Nikon и Pentax, американская Leupold. Стоят лучшие изделия таких производителей 100-200 тысяч рублей. Добавьте еще 20-40 тысяч рублей на хороший штатив с головкой, в итоге получается совсем не мало - далеко не каждый может позволить себе потратить такую сумму. 

Есть менее известные бренды, их очень и очень много, они зачастую более доступны по цене, вот мы и поставили себе задачу купить и протестировать более бюджетную, но не уступающую по характеристикам модель. Оговорюсь, что «обращаться к китайцам» мы принципиально не хотим, так как это достаточно рискованно. При всем уважении к «Поднебесной» и её изделиям мы хотим найти модель, сделанную в Германии или Японии, что само по себе уже является гарантией качества. Также мы не хотим быть обвиненными в рекламе или антирекламе, поэтому мы решили выбрать трубу, которая официально не поставляется на российский рынок. Для этого наш сотрудник отправился в магазины Германии, где такой продукции на прилавках изобилие, а цены порой ниже, несмотря на выросший курс евро. 

Что из всего этого получилось… читайте в одном из следующих выпусков журнала электрорешения. До встречи.

 

 

Возврат к списку

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?