Панорамные виды для авиапассажиров

Авиапанорамы

В скором времени авиапассажиры смогут наслаждаться панорамными видами – почти такими же, какие предстают перед пилотами. Идея принадлежит стартапу Otonomy Aviation, а претворять ее в жизнь помогают средства обработки изображений от компании Framos

Ух ты! Вот это панорама! Эпоха битв за место у иллюминатора самолета закончилась – каждый пассажир может любоваться теми же видами, какие предстают перед пилотами. Идея подарить авиапассажирам прекрасные виды зародилась у французского стартапа Otonomy Aviation, и вот... внешняя камера с высоким разрешением уже используется в бизнес-самолетах.

Производитель основных элементов – немецкая компания Framos. Вся видеосистема должна выдерживать экстремальные температуры, поэтому для достижения необходимого качества и соответствия нормам авиастроения элементы системы должны быть надежными и прочными. Благодаря этому авиапассажиры могут видеть проплывающую под ними землю в HD-качестве: внешняя камера снимает землю и передает картинку на экраны, установленные в салоне самолета.

Офис стартапа располагается во французском Бордо. В компании трудится не больше 15 сотрудников, но она уже заняла свою нишу на рынке: список клиентов говорит сам за себя – в их числе такие авиапроизводители, как Airbus, Gulfstream, Dassault. Ожидается, что скоро в списке клиентов будет значиться и Boing.

Идея, которая научилась летать

Гийом Дудон (Guillaume Daudon) основал компанию в 2007 году и сам разработал первый прототип своей камеры. В 2009 году компания собирала средства для осуществления идеи, а затем последовали три года технических разработок. Уже в 2012 году продукт выпустили на рынок. Для дальнейшего развития стартапа средства предоставила компания Oseo. В 2014 году годовой оборот молодого предприятия составил 2 миллиона долларов. До настоящего времени к целевой аудитории компании принадлежали только частные самолеты и бизнес-джеты, но в скором времени все изменится: рейсовые самолеты некоторых производителей также будут оснащены камерами. Кроме того, система будет отвечать самым современным тенденциям. «Без мобильности сейчас никуда. Поэтому картинка будет выводиться не только на экраны, расположенные в салоне самолета – ее также можно будет просматривать с мобильных устройств, например, iPad», – говорит Дудон. Иллюминаторы сильно ограничивают обзор, а что еще может развлечь пассажиров, как не прекрасный детальный вид на землю, облака и небо?

Строгие нормы и суровые условия в воздухе

Из-за многочисленных строгих норм, применяемых в самолетостроении, разработка концепции внешней камеры оказалась сложнейшей задачей. Чего стоят только требования к электроприборам: ведь они не должны создавать электромагнитных помех для системы навигации самолета. Кроме того, при разработке камеры необходимо учитывать условия окружающей среды: перепады температур от +50 до -50ºС выведут из строя почти любое оборудование! Только благодаря надежным и качественным компонентам Framos удалось создать систему, отвечающую самым суровым требованиям.

Датчики и объективы

Особый сенсорный элемент (5 мегапикселей) и объективы Sunex DSL 949 и DSL 213 обеспечивают HD-качество изображения. «Особенно значимыми факторами для нас были качество линз и эксплуатационная универсальность системы», – рассказывает Дудон. Действительно, оба фактора одинаково важны: «Сенсор подкупил нас высоким разрешением, возможностью получать HD-картинку, а также высокой надежностью. Благодаря специальным технологическим решениям картинка получается четкой даже в условиях плохого освещения», – объясняет Эммануэль Маридор (Emmanuel Maridor), исполнительный директор Framos во Франции.

Чтобы понять, что такое объектив Sunexот компании Framos, в качестве иллюстрации можно привести всего один факт: эти объективы были закуплены для Fruit Fly Lab – космической лаборатории, созданной в Исследовательском центре Эймса (Ames Research Center) космического агентства NASA. Наружное оборудование Fruit Fly Lab должно выдерживать температуры до -272ºС. «А для нашей компании камера должна передавать четкую картинку независимо от погодных условий – дождя, тумана или оледенения», – поясняет основатель Otonomy.

К вопросу о безопасности

Однако развлечение пассажиров – не единственная функция системы. Камеры позволяют контролировать выпуск шасси перед посадкой самолета. В будущем руководство компании планирует сделать особый акцент на безопасности. Для этого, безусловно, нужны новые технологические решения – еще большее разрешение камеры и расширенный диапазон волн для съемки в ночное время. Кроме того, видеосигнал должен записываться и сохраняться, чтобы в случае возникновения проблемных ситуаций можно было просмотреть запись.  

Соответствие нормам

Правила запрещают устанавливать на борту самолета обычные камеры заводской сборки, поскольку сам процесс разработки устройств для самолетов должен подчиняться особым правилам и фиксироваться в документах. То же относится к документации по подключению камеры к компьютеру. Поэтому специалисты французского предприятия получили сертификаты EN 9100 и EASA 21g и 145 и разработали уникальную систему наблюдения на основе компонентов Framos, которая включает и компьютер. Кроме того, система соответствует стандарту D0-160 (Условия окружающей среды и тестовые процедуры для бортового авиационного оборудования).

Для Гийома Дудона, помимо прочего, важным аспектом работы был выбор надежного партнера. Он очень высоко ценит плодотворное сотрудничество: «Замечательно, что мы можем использовать имеющиеся на рынке компоненты, которые не были разработаны специально для нас. Первые результаты показали, что клиенты довольны качеством изображения, и что обмен данными между линзой и выходным сигналом Ethernetфункционирует отлично», – подводит итог руководитель Otonomy.

 

Возврат к списку

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?