Первый электропаром для автомобилей введен в эксплуатацию в Норвегии

Электропаром

·        Компания Siemens поставляет электрические силовые установки и зарядные станции на основе литий-ионных батарей

·        Паром расходует 150 кВт∙ч за один рейс; стоимость топлива по сравнению с традиционными перевозками снижена на 60%

·        Важный шаг на пути к экологичным водным перевозкам

Первый электропаром, предназначенный для перевозок людей и автомобилей, введен в эксплуатацию в Норвегии. За один рейс паром расходует всего 150 кВт∙ч, что соответствует приблизительно трехдневному потреблению электричества в среднем норвежском доме. Разработка систем парома осуществлялась совместно специалистами компании Siemens и кораблестроительного предприятия Fjellstrand. Инженеры Siemens установили на пароме полностью электрическую силовую систему, а также создали зарядные станции с литий-ионными батареями, которые заряжаются от энергии воды. Компания Norled, владеющая паромом, теперь затрачивает на 60% меньше средств на топливо. Новый паром – это важная веха на пути к экологичным водным перевозкам вдоль побережья Норвегии, где в настоящее время около 50 других маршрутов могут быть переоборудованы для питания от аккумуляторов.

Поскольку система электрических сетей в регионе развита относительно слабо, специалисты Siemens и Norled решили установить три аккумуляторных блока: один литий-ионный блок на борту паром и по одному на каждом пирсе в качестве буферов. Блоки мощностью 260 кВт∙ч подают электричество на паром, пока он осуществляет погрузку. После этого батареи медленно восполняют запас энергии от сети, пока паром не придет вновь для разгрузки. Зарядные станции располагаются в небольших зданиях величиной с газетный киоск. Аккумуляторы, расположенные на борту парома, заряжаются напрямую от сети ночью, когда паром стоит в порту. Каждый блок аккумуляторов по мощности соответствует приблизительно 1600 стандартных аккумуляторов для электромобиля. По подсчетам энергопотребление парома составит около двух миллионов кВт∙ч в год, в то время как традиционный дизельный паром потребляет минимум миллион литров дизельного топлива в год, а количество выбросов составляет 570 тонн диоксида углерода и 15 метрических тонн оксидов азота. «Мы гордимся, что первый в мире электропаром принадлежит нашей компании», - делится Зигвальд Брайвик, технический директор компании Norled, - «компания Siemens проявила себя как прекрасный партнер для поиска инновационных и надежных решений».

На борту парома специалисты Siemens установили электрическую силовую систему BlueDrivePlusC. Эта система включает систему батарей и систему рулевого управления, систему управления лопастями, систему контроля расхода энергии и встроенную аварийную систему. Встроенные автоматические системы позволяют управлять и отслеживать состояние основного и вспомогательного оборудования. Для комплексного контроля эти системы с помощью протокола Profibus подключены ко всем другим подсистемам.   

«Мы очень рады, что технология позволит создать экологичную систему водных перевозок», - рассказывает Марио Азар, руководитель департамента нефтегазовой и морской промышленности, - «и мы были очень рады поучаствовать в таком масштабном проекте».  

В отличие от большинства электромобилей, разработка электропарома велась с чистого листа. Паром, размеры которого достигают 80 метров в длину и 20 метров в ширину, приводится в движение двумя электромоторами, производительность каждого из которых составляет 450 кВт. Паром изготовлен из легкого алюминия, а не из стали, обычно используемой для строительства кораблей. Благодаря этому вес парома в два раза меньше, чем вес обычного парома таких размеров, несмотря на десятитонный аккумулятор и вместимость парома, составляющая 360 человек и 120 автомобилей. Кроме того, срок службы корпуса из алюминиевого сплава в два раза больше, чем для стального корпуса – а значит, затраты на техническое обслуживание также значительно сократятся.

Паром курсирует между городами Лавик и Оппдал. За рейс в один конец паром проходит 6 километров вдоль побережья. Поездка занимает около 20 минут. Уникальный паром – результат тендера, объявленного Министерством транспорта и связи и Управлением путей сообщения Норвегии в 2010 году. Аккумуляторы в ближайшие годы станут еще более доступным средством питания средств передвижения, а дизельное топливо отойдет на второй план. 

Возврат к списку

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?