Система электропривода Siemens для самого большого самосвала на планете

Самый большой в мире самосвал с электроприводом Siemens

Как заставить двигаться самый большой самосвал в мире? С таким запросом БелАЗ, белорусский производитель карьерной техники, обратился к компании Siemens в 2011 году. БелАЗу нужен был электропривод для нового самосвала, который в ненагруженном состоянии весит 360 тонн. Новая машина должна была выдерживать нагрузки до 450 тонн. Столько весят 350 автомобилей VW Golf или шесть полностью нагруженных самолетов Airbus A320-200 – это на 25% больше грузоподъемности предыдущего обладателя статуса «самый большой самосвал». Кроме увеличения грузоподъемности, у нового самосвала должна была быть снижена стоимость перевозки на тонну транспортируемого материала, а максимальная скорость в ненагруженном состоянии должна была составлять 64 км/ч.

Производители техники для работы на подземных объектах и карьерах должны учитывать не только требования законодательных норм по охране окружающей среды, но и затраты на изготовление и эксплуатацию машин. Поэтому самосвалы должны быть максимально надежные и производительные.

Siemens разрабатывает приводные системы для самосвалов уже около 15 лет и постоянно ищет пути повышения их эффективности. Одной из разработок был самосвал с роликовыми токоснимателями (этот самосвал получил название «троллейтрак» по аналогии с «троллейбусом») – питание для него поступало от линий электропередач, проложенных над маршрутом грузовика. Эта концепция позволяла почти вдвое увеличить скорость машины даже в крутых траншеях. Однако на этот раз перед инженерами подразделения по разработке приводов компании Siemens стояла другая задача: разработать привод для надежного и безопасного передвижения машины весом до 810 тонн в нагруженном состоянии. Еще одним важным условием была скорость выполнения проекта – с момента получения запроса до введения первого самосвала в эксплуатацию прошло менее двух лет. В отличие от прошлых моделей, на новом грузовике должно было быть установлено восемь колес, каждое из которых выдерживало бы нагрузку около 100 тонн.

Учитывая все описанные выше требования, эксперты по приводным системам в Нюремберге настояли на разработке надежной и мощной полноприводной системы с четырьмя электромоторами. При изготовлении привода использовалась традиционная модель, но для управления и контроля была разработана новая система. Все компоненты системы электропривода были поставлены компанией Siemens, что гарантировало идеальную совместную работу элементов. Благодаря полноприводной конфигурации стало возможно равномерно распределить нагрузку между двумя осями. Кроме того, предусмотрено использование аварийного привода, если один электромотор выйдет из строя – то есть самосвал не придется буксировать, и не будет вероятности создания опасных ситуаций на уклонах. В системе используется два 16-цилиндровых дизельных двигателя, каждый из которых вырабатывает приблизительно 1700 кВт – их совместная работа обеспечивает достаточное количество электроэнергии для электропривода.

Первый самосвал можно было увидеть на выставке в октябре 2013 года. Его длина составляет более 20 метров, ширина – почти 10 метров. Высота машины – приблизительно восемь метров. Полный привод, гидравлическая система управления и высота расположения оси (4 метра) позволяют эксплуатировать самосвал в труднопроходимой местности. Испытания новой машины успешно прошли на угольном разрезе в Сибири, продажи начнутся в конце этого года. Самосвал будет использоваться в основном для транспортировки угля и железной руды.

Возврат к списку

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?