Успешно завершились испытания самолета с электродвигателями

Электросамолет

Ученые создали самолет с 10 электродвигателями, который может взлетать вертикально и летает так же быстро, как обычные самолеты. Новая разработка NASAназывается GreasedLightning(GL-10).

Ученые из исследовательского центра NASAизначально позиционировали разработку как беспилотный летательный аппарат. «Благодаря нескольким нововведениям наша разработка могла бы эффективно использоваться в качестве беспилотника», – рассказывает Билл Фредерикс, авиакосмический инженер. – «Наш самолет можно использовать для доставки небольших грузов или при необходимости вертикального взлета и посадки, для длительных полетов в сельскохозяйственных целях или топографической съемки, а также для других областей применения. «Расширенная версия» – мы как раз сейчас проводим ее испытания – будет уже не беспилотником, а персональным самолетом на четыре человека».

В настоящее время GL-10 официально находится на стадии разработки и испытаний. Задумка предусматривала создание самолета с гибридными дизельными / электрическими двигателями и размахом крыльев 6,1 м, однако команда инженеров сначала спроектировала уменьшенный прототип для тестирования. 

«Мы создали 12 прототипов: начали с простой пенопластовой модели весом 2,3 кг. Следующим этапом было создание более совершенной модели из стекловолокна весом 11,3 кг, затем высококачественная GL-10 весом 24,9 кг, созданная нашими опытными экспертами», – рассказывает авиакосмический инженер Дэвид Норт. – «Все прототипы помогли нам устранить недоработки и получить ответы на некоторые технические вопросы. Некоторые прототипы были поломаны в ходе тестирования жесткой посадки, поскольку нашей задачей было разработать сверхнадежную систему управления полетом. Но из каждой потери и ошибки мы извлекали необходимый урок и благодаря этим потерям могли усовершенствовать наш самолет».

Несколько дней назад инженеры провели испытания GL-10 на военной базе. Размах крыльев тестируемого самолета с дистанционным управлением составлял 3,05 м, восемь электромоторов было установлено на крыльях, еще два – на хвосте. Вес самолета перед взлетом составил 28,1 кг.

Он уже блестяще прошел испытания в режиме висения – это обычная функция для вертолетов, но не для самолета. Сложным этапом проектирования было создание технологии перехода от вертикального к горизонтальному аэродинамическому полету. Авиационные инженеры знают, что это непростая задача, поскольку меняются аэродинамические параметры полета.

«При испытаниях мы успешно переключали режимы полета из вертикального в горизонтальный и наоборот. К настоящему моменту проведено уже пять испытаний с переключениями режимов, которые прошли замечательно», – рассказывает Фредерикс. – «Мы были в восторге! Сейчас мы работаем над второй целью – показать, что наш самолет благодаря своим аэродинамическим характеристикам в четыре раза более эффективен в полете, чем вертолет».

Зак Джонс – первый пилот за штурвалом GL-10 – отмечает, что управление самолетом с десятью двигателями имеет свои плюсы и минусы, но с точки зрения управления это обычный самолет с тремя двигателями.

«Всем четырем двигателям на левом крыле дается одна и та же команда», – объясняет Джонс. – «Четыре двигателя на правом крыле тоже работают как один; еще два на хвосте также получают одну команду «на двоих». Поэтому можно сказать, что для пилота управлять всеми десятью двигателями – все равно, что управлять тремя».

Еще одно преимущество GL-10 – помимо вертикального взлета и посадки – это отсутствие шумового эффекта. «Двигатели работают очень тихо», – говорит Фредерикс, – «наш прототип летает тише, чем работает газонокосилка с бензиновым мотором».

Следующим шагом в программе испытаний GL-10 будут тесты для подтверждения аэродинамической эффективности. 

Возврат к списку

Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?